Войти
: г. Красноярск, ул. Парусная д.12
МАГАЗИН ОФЛАЙН:
г. Красноярск, ул. Парусная, д.12
Temimo_Логотип только название белый.png

Детская обувь комфорт-класса!

Перспективный тупик Apple

Перспективный тупик Apple
Прошедшая конференция WWDC для разработчиков Apple принесла ряд сенсаций, среди которых наиболее значителен выход компании на рынки «умного дома» и товаров для здоровья.
20.03.2019

Хотя World Wide Developer Conference предназначена сугубо для разработчиков приложений, за этим мероприятием Apple пристально следят журналисты, аналитики и просто энтузиасты техники. Здесь представляют новые версии операционных систем и, что еще важней, более фундаментальные, нежели новый iPhone, «телодвижения» Apple. Оставляя в стороне удобные новшества iOS 8 и вещи, интересные исключительно программистам, поразмышляем, куда ведет мир техники в представлении платформ HomeKit и HealthKit от Apple.

Напомню, что первая призвана сделать iOS-устройства универсальным пультом управления «умным домом», а вторая ― сосредоточить информацию о здоровье и активности владельца, собираемую различными приложениями и аппаратными фитнес-трекерами, предоставляя возможности централизованного анализа и даже демонстрации доктору. Это, по сути, выводит Apple на два принципиально новых рынка: домашняя автоматизация и техника для здоровья, но ни на одном из них компания, скорей всего, пока не планирует выпускать собственные устройства. Цель Apple тут проще и при этом амбициознее ― склеить в единое целое разрозненные решения, которые на каждом из рынков разрабатывают профильные производители, создав стандартный способ управления и сбора данных с подобной техники.

Цель эта и благородная, и осмысленная. Любой, кто сталкивался с техникой «умного дома», прекрасно знает, что, несмотря на наличие единичных симпатичных решений, вроде термостата Nest или цветных ламп Philips Hue, попытка сделать что-то целостное и автоматизированное стоит очень больших денег и при этом далеко не всегда работает хорошо. Проблемы варьируются от ненадежного соединения с конкретными исполнительными устройствами (лампами, замками, и т.п.) до дичайшего нелепого интерфейса управляющих пультов, спроектированных для инопланетян, а не для людей. Apple может решить последнюю проблему, поскольку компания славится именно интерфейсами. Но как это изменит данный рынок, смежные рынки и позиции самой Apple?

На рынке «умных домов» спустя значительное время (на этом рынке ничего не происходит быстро) все ключевые производители обзаведутся поддержкой HomeKit. Это будет для них таким же важным моментом для продаж, как наличие подставки-дока iPhone на рынке домашней акустики сегодня. Тот, кто поддержит HomeKit лучше и быстрее других, может нарастить свою долю, но в целом революции на рынке не будет. Точнее говоря, она будет, но состоится вовсе не из-за HomeKit. В конце концов, «умный дом» ― это дом, который будит вас на десять минут раньше, и кофеварку включает пораньше, если на улице сильный дождь и ожидаются большие пробки. Разумеется, смартфон весьма хорошо приспособлен к тому, чтобы быть «мозгом» подобного дома, однако есть жирное «но». Из-за изобилия разнообразных устройств и систем, и «умный дом» и его «мозг» будут децентрализованы, основные проектируемые архитектуры основаны на концепции «рыбацкой сети» с равноправными самостоятельно организованными ячейками. То есть кофеварка и будильник могут договориться напрямую, без смартфона-посредника. Таким образом, Apple может занять важную нишу на рынке управления домом, но эта позиция не будет ни центральной, ни эксклюзивной.

Также нелепо предполагать, что iPhone будет единственным способом управлять техникой умного дома. Опять же, вспоминаем рынок акустики ― даже у «iPhone-only»-колонок где-нибудь на задней крышке стыдливо припрятан старый добрый вход Line-In, к которому можно подключить хоть Android-смартфон, хоть доисторический кассетный плеер. Это не столь красиво и удобно, но работоспособно.

Что касается продаж самой Apple, то «умный цифровой фитнес», равно как и «умный дом», это безусловно, проблемы «первого мира», то есть развитых стран. Эти функции практически ничем не помогут в укреплении позиций компании на малоосвоенных рынках, где царствуют Android, Windows XP и нетбуки. Да и на развитых рынках ситуация не вполне однозначна. Разумеется, и HomeKit, и никак не затронутая в этом материале Continuity являются сильным аргументом для владельцев, скажем, iPhone и iPad купить еще и Macbook. Вопрос в том, хочет ли владелец обновлять ноутбук в принципе, или планшета ему вполне достаточно на обозримые пять лет.

Сценарий же, в котором владелец полноценного «умного дома» топит в реке свой Android-смартфон ради перехода на HomeKit, в жизни будет встречаться, но исключительно редко.С одной стороны, у значительной части владельцев «умных домов» и так iPhone, с другой стороны, если Apple продумала управление лучше всех, то мы говорим о программных разработках, которые будут скопированы большими конкурентами и независимыми разработчиками в короткие сроки, сделав лучшие идеи «платформенно-независимыми».

В итоге, Apple изобрела новые способы повысить лояльность уже имеющейся покупательской базы, но не создала ни «непреодолимой стены» для желающих покинуть стан «яблочников», ни решающего аргумента, который притянул бы в стан компании большую массу пользователей с конкурирующих платформ. Фундаментально «под капотом» у умного-облачного-автоматизированного будущего будут трудиться открытые и широко стандартизованные протоколы, подобные используемым в Интернете, поэтому успех на новых рынках обеспечен лишь тем, кто будет скрупулезно их соблюдать, а не пытаться загнать пользователей под крыло проприетарных расширений. Хочется верить, что в Apple это понимают.

P.S. Первым кандидатом на «поумнение» в современном доме является телевизор. Если Apple не подтянет Apple TV под «крышу» HomeKit уже осенью, я буду очень удивлен.